• Директор: Илона Кошелева
    ilona.kosheleva@gmail.com
Новости
10.10.2022

Если стресс мешает работе

АНО "Содействие" подготовила проектную заявку для снижения тревожности и профилактики депрессивных расстройств у работающего населения Республики Карелия
15.09.2022

Развитие сотрудничества с Национальным музеем Республики Карелия

14 сентября 2022 года состоялось обсуждение совместной проектной заявки с руководством Национального музея Республики Карелия.
30.03.2022

Новые пути сотрудничества в сфере культуры открывает АНО "Содействие"

АНО "Содействие" совместно с Международным женским общественным фондом "ШАРК АЁЛИ" – «ЖЕНЩИНА ВОСТОКА» (Узбекистан) подготовила проектную заявку на тему "Знакомство граждан Узбекистана с изобразительным искусством Республики Карелия как региона Российской Федерации».

Архив новостей

30 августа 2020

Получена рецензия на программу

 

Рецензия

на методические рекомендации к программе «Друзья Зиппи» для детей с особыми образовательными потребностями

Современную ситуацию в образовании отличает многообразие программ и педагогических технологий, явно выраженная тенденция к значительному изменению содержания обучения и воспитания. Вместе с тем в образовательных учреждениях, на наш взгляд, недостаточно реализуются целостные инновационные программы для детей с особыми образовательными потребностями.

Несомненно, что данная категория детей нуждается в особенном внимании, в том числе, в условиях инклюзивного образования. Дети с особыми образовательными потребностями (ментальными нарушениями, расстройством аутистического спектра, нарушениями эмоциональной сферы) больше других испытывают трудности социализации. В свете сказанного особенно актуальным видится появление в Республике Карелия международной программы «Друзья Зиппи», предназначенной детям и подросткам с особыми образовательными потребностями от 6 до 16 лет.

Независимая оценка программы университетом Бирмингема показала, что после участия в программе «Друзья Зиппи» для детей с особыми образовательными потребностями уровень развития социальных навыков, эмоциональной грамотности у учеников повысились. Значительные улучшения наблюдались в области развития коммуникативных навыков, взаимодействия, суждений, ответственности и самосознания.

В независимой оценке говорится, что необходимо объединять и использовать на практике обучающие компоненты до того, как дети полностью поймут их и присвоят себе некоторые из них.

Оригинальная программа «Друзья Зиппи» (для детей с нормой развития) реализуется в Республике Карелия с 2011 года. Она имеет выраженную социально-психологическую направленность на формирование у детей умения общаться, сотрудничать друг с другом, справляться с трудными жизненными ситуациями. Новый вариант программы адаптирован для работы с особыми детьми, имеющими речевые, языковые и коммуникативные трудности, нарушение концентрации внимания, испытывающими трудности в обучении, а также подростками с аутизмом. Наиболее важными в концепции программы являются психологическая адаптация детей с особенностями развития, их способность справляться со стрессовыми нагрузками и выраженные профилактические эффекты.

Программа состоит из 6 модулей: Чувства. Общение. Установление и прекращение взаимоотношений. Улаживание конфликтов. Как пережить изменения и потери. Как справиться с трудностями.  Рассчитана на 24 часа. Уже по названию модулей видно, что программа ориентирована на развитие эмоциональной устойчивости детей и на развитие их коммуникативных способностей. Каждый модуль предусматривает проведение 4-х занятий. Занятие по программе длится не более 45 минут (при необходимости занятие может быть разбито на несколько частей), имеет четкую структуру, выстроено в соответствии с убедительной внутренней логикой, соответствующей содержанию модуля, предполагает использование тренинговой технологии и интерактивных, постоянно сменяющихся форм работы с детской группой. Методические рекомендации содержат специальную подборку альтернативных заданий и упражнений, чтобы помочь детям с особыми образовательными потребностями принимать участие в занятиях по программе «Друзья Зиппи».  В данных методических рекомендациях используются виджит символы, для чего организацией «Партнерство для детей» была приобретена специальная лицензия. Истории адаптированы с использованием виджит символов и имеют четыре уровня сложности. Таким образом, педагог может выбрать подходящий для учеников уровень сложности истории для каждого из занятий. Аккумуляционный характер программы позволяет повторять темы и предоставляет возможности для повторения и практики.

Программа «Друзья Зиппи» для детей с особыми образовательными потребностями предусматривает активное вовлечение родителей. Так,  в конце каждого модуля находятся упражнения, которые раздаются детям один раз в месяц для выполнения дома. Каждое домашнее задание состоит из двух упражнений разного уровня сложности, и родители могут выбрать, какое из них выполнить вместе с ребенком. Формы работы, предполагающие совместное детско-родительское взаимодействие в ходе выполнения домашних заданий, способствуют поддержанию доброжелательных внутрисемейных взаимоотношений.

Программа «Друзья Зиппи» для детей с особыми образовательными потребностями

Все сказанное позволяет сделать вывод, что методические рекомендации к программе «Друзья Зиппи» для детей с особыми образовательными потребностями представляют собой полную и развернутую инструкцию для педагогов, работающих по данной программе с особыми категориями детей. В методических рекомендациях максимально учтены психологические и физиологические особенности детей с нарушением развития.

Методические рекомендации снабжены методическим комплектом, в который входят адаптированные материалы оригинальной программы “Друзья Зиппи», руководство для родителей, постеры и сертификаты для класса и для школы, образцы материалов для детей.

Данная программа по форме и содержанию соответствует возрастным закономерностям развития целевой группы. Тематика занятий также определена особенностями развития детей и подростков. Сопровождение программы яркими, красочными иллюстрациями, упражнениями для самостоятельной и групповой работы, а также для организации коррекционной работы педагога с учениками, четко прописанными правилами и алгоритмами поведения в трудных ситуациях делает программу понятной и крайне важной для детей с особыми образовательными потребностями.

Представленная к рецензии программа обучения копинг-стратегиям и социальным навыкам «Друзья Зиппи» для детей с особыми образовательными потребностями носит ярко выраженный профилактический характер, способствует повышению уровня социально-психологической адаптации школьников и предотвращению негативных форм поведения, тем самым обеспечивая сохранение и укрепление их психического здоровья и благополучия.

Программа соответствует ФГОС НОО и ФГОС ОО, профессиональным требованиям и этических нормам по профилактической, коррекционной и развивающей работе с детьми и в силу своей значимости может быть рекомендована к реализации в условиях общеобразовательных и коррекционных школ. 

Выражаем надежду, что методические рекомендации к программе «Друзья Зиппи» для детей с особыми образовательными потребностями помогут педагогам Республики Карелия успешно освоить программу, а затем реализовать ее в своих образовательных организациях при работе с особыми категориями детей. 

 

Ирина Юрьевна Забродина

Руководитель Центра непрерывного

повышения профессионального мастерства

педагогических работников ГАУ ДПО РК «КИРО»,

к.п.н.  

 

                                                                                                                

Случайное фото

работа с детьми с ОВЗ

работа с детьми с ОВЗ

Смотреть альбом

Поиск
Контакты

Директор: Илона Кошелева
ilona.kosheleva@gmail.com