АНО Содействие
  • Директор: Илона Кошелева
    ilona.kosheleva@gmail.com
Новости
10.10.2022

Если стресс мешает работе

АНО "Содействие" подготовила проектную заявку для снижения тревожности и профилактики депрессивных расстройств у работающего населения Республики Карелия
15.09.2022

Развитие сотрудничества с Национальным музеем Республики Карелия

14 сентября 2022 года состоялось обсуждение совместной проектной заявки с руководством Национального музея Республики Карелия.
30.03.2022

Новые пути сотрудничества в сфере культуры открывает АНО "Содействие"

АНО "Содействие" совместно с Международным женским общественным фондом "ШАРК АЁЛИ" – «ЖЕНЩИНА ВОСТОКА» (Узбекистан) подготовила проектную заявку на тему "Знакомство граждан Узбекистана с изобразительным искусством Республики Карелия как региона Российской Федерации».

Архив новостей

01 декабря 2014

работа с семьями из группы риска

Специалисты из пилотных учреждений Республики Карелия, г. Санкт-Петербурга, г.Мурманска, Мурманской и Ленинградской областей, принявшие участие в проекте «Профилактика ПАВ – работа с семьей для благополучия ребенка» и прошедшие обучение по методике «Как помочь ребенку», в период с июня по декабрь 2014 года попытались применить данную методику на практике и работали с семьями из группы риска. Работа с семьями, выполнялись как индивидуально, так и коллективно. Все специалисты образовательных учреждений предприняли попытку работы как минимум, с одной семьёй, проявляющей признаки социального неблагополучия, связанные с употреблением ПАВ со стороны родителей. Практически каждый специалист смог в своем учреждении идентифицировать ребенка, которому требуется помощь. Первыми признаками неблагополучия, по которым специалист определил такого ребенка, стали: неопрятный внешний вид, посторонние запахи, нетипичное для конкретного ребенка агрессивное или замкнутое поведение, родители, приводящие ребенка в детский сад в нетрезвом состоянии или не приводящие его вовсе (ребенка приводит или забирает кто-то другой); ребенок странно себя ведет в детском саду (например, «приходила утром в сад и засыпала на ходу, прямо за завтраком, во время занятий», «характерна плаксивость, смена настроения» и др.). Не только негативные признаки становятся свидетельствами проблемной ситуации в семье. Ряд специалистов смогли распознать усугубляющуюся ситуацию, благодаря открытости ребенка, проявлениям с его стороны чрезмерной ласки по отношению к воспитателям или не совсем обычных для его возраста навыков: стирать и гладить белье, приготовить себе еду и т.д.

Работа, проведенная специалистами была тщательно спланирована. Соблюдены все этапы работы.

Предварительная работа по подготовке к консультированию включала в себя наблюдение за ребенком, общение с ним и с родителями, анализ семейной ситуации и особенностей взаимоотношений родителей и ребенка, родителей и специалистов образовательного учреждения. На этапе подготовке к консультации специалистами (как правило, это была группа специалистов: педагог, психолог и т.д.) определялись основные вопросы, которые планировалось обсудить во время консультации с родителями и с ребенком. С семьей предварительно назначалось время и место консультации, родители настраивались на совместную работу в интересах ребенка. Не всегда специалист изначально прямо сообщал родителю цель предстоящей консультации в виду того, что довольно часто неблагополучные родители считают, что в их семье все в порядке, проблемы отсутствуют, и в посторонней помощи они не нуждаются. Заранее определялся круг специалистов, которые будут приглашены на консультацию или задействованы в дальнейшей работе с семьей.

Если проанализировать ход самой консультации, то, как правило, она проходит в несколько этапов. Первый этап условно можно назвать диагностическим, в ходе которого специалист пытается определить степень глубины проблемы, с которой столкнулась семья, и отношение родителей к этой проблеме. Методы диагностики каждый специалист использовал в соответствии со своей компетенцией. Некоторые родители уже на этом этапе показывают свою обеспокоенность складывающейся ситуацией и заинтересованность в совместной деятельности на благо собственного ребенка. В других случаях родители не понимают или не отдают себе отчет в том, что складывающаяся в семье проблемная ситуация является вредной, а зачастую, и опасной, для ребенка. Зачастую на это сказывается уже сформировавшаяся зависимость от ПАВ.

Второй этап условно можно назвать мотивирующим. Задача этого этапа – показать родителю, что необходимо сделать всё возможное во благо его ребенка. Очень важно, чтобы на этом этапе родитель почувствовал, с одной стороны, заинтересованность и поддержку со стороны специалистов образовательного учреждения, и, с другой стороны, поверил в собственные силы. Некоторые специалисты приводили в пример случаи, когда действительно, неблагополучному родителю порой требуется тот самый кредит доверия или вовремя созданная ситуация успеха, чтобы он почувствовал в себе силы стать авторитетом для своего ребенка и для других родителей. Для этого подходят любые адекватные способы и средства, такие как деятельностная похвала (похвала не вообще, а за то, что сделано, за то, что получилось лучше других), включение родителя в родительский комитет, предоставление ему возможности сделать что-то важное для своего ребенка и для других детей в группе или в классе, возложение на него ответственности за какое-то мероприятие.

Третий этап – информационный. В ходе этого этапа родителя необходимо вооружить новой, полезной информацией, проконсультировать относительно психологических и педагогических особенностей его ребенка. Рассказать, чем занимается ребенок в образовательном учреждении, в чем преуспевает лучше, чем другие дети, с какими трудностями сталкивается. Конечная цель этого этапа – навести родителя на мысль о том, как важно психологическое, педагогическое и социальное здоровье семьи для нормального развития ребенка.

На четвертом этапе консультации, как правило, происходит распределение полномочий между родителями и специалистами образовательного учреждения в работе по улучшению семейной ситуации. Этот этап наступает только в том  случае, если к его моменту родитель принимает самостоятельное решение работать над сложившейся ситуацией в семье.

Чаще всего подобная работа требует не одну, а несколько повторных консультаций, а также завершающую контрольную консультацию и последующего отслеживания ситуации.

 

По итогам работы с семьями группы риска педагоги представили отчеты. В целом, все участники проекта, представившие отчет по использованию методики «Как помочь ребенку?», справились с поставленной задачей, благодаря профессиональному подходу в применении методики, способности применения мульти- профессионального подхода в работе с семьей и ребенком, а также благодаря огромным личностным усилиям и неравнодушию к судьбе каждого конкретного ребенка.

Анализируя результаты проделанной работы, необходимо подчеркнуть положительную динамику практически во всех случаях, в которых апробировалась методика. В некоторых случаях эта динамика была более заметной, в некоторых случаях – менее заметной в зависимости от сложности сложившейся ситуации, позиции родителей и особенностей самого ребенка. В целом применение методики «Как помочь ребенку» помогает предотвратить дальнейшее усугубление социально негативной ситуации в семье, где один или оба родителя употребляют ПАВ, на том этапе, когда это еще не угрожает жизни и здоровью ребенка.

Необходимо заметить, что практически все участники в рамках работы с семьей не только применили методику «Как помочь ребенку?», но и провели работу по ее распространению среди педагогического коллектива своего образовательного учреждения. В этих целях были выбраны разнообразные формы информирования: наглядная информация, выступление педагогов на родительских собраниях, круглые столы и т.д.

Все участники проекта выразили готовность дальнейшего использования методики «Как помочь ребенку?» в своей профессиональной деятельности, подчеркнули ее высокую результативность, а также планируют дальнейшую деятельность, начатую с выбранными семьями. 

 

 

Случайное фото

обучение преподавателей

обучение преподавателей

Смотреть альбом

Поиск
Контакты

Директор: Илона Кошелева
ilona.kosheleva@gmail.com