Новости
10.10.2022
АНО "Содействие" подготовила проектную заявку для снижения тревожности и профилактики депрессивных расстройств у работающего населения Республики Карелия
15.09.2022
Развитие сотрудничества с Национальным музеем Республики Карелия 14 сентября 2022 года состоялось обсуждение совместной проектной заявки с руководством Национального музея Республики Карелия.
30.03.2022
Новые пути сотрудничества в сфере культуры открывает АНО "Содействие" АНО "Содействие" совместно с Международным женским общественным фондом "ШАРК АЁЛИ" – «ЖЕНЩИНА ВОСТОКА» (Узбекистан) подготовила проектную заявку на тему "Знакомство граждан Узбекистана с изобразительным искусством Республики Карелия как региона Российской Федерации». |
Главная страница / Вместе для детей с особыми образовательными потребностями / Новости / 2020 / Получена рецензия на программу
30 августа 2020 Получена рецензия на программу
Рецензия на методические рекомендации к программе «Друзья Зиппи» для детей с особыми образовательными потребностями Современную ситуацию в образовании отличает многообразие программ и педагогических технологий, явно выраженная тенденция к значительному изменению содержания обучения и воспитания. Вместе с тем в образовательных учреждениях, на наш взгляд, недостаточно реализуются целостные инновационные программы для детей с особыми образовательными потребностями. Несомненно, что данная категория детей нуждается в особенном внимании, в том числе, в условиях инклюзивного образования. Дети с особыми образовательными потребностями (ментальными нарушениями, расстройством аутистического спектра, нарушениями эмоциональной сферы) больше других испытывают трудности социализации. В свете сказанного особенно актуальным видится появление в Республике Карелия международной программы «Друзья Зиппи», предназначенной детям и подросткам с особыми образовательными потребностями от 6 до 16 лет. Независимая оценка программы университетом Бирмингема показала, что после участия в программе «Друзья Зиппи» для детей с особыми образовательными потребностями уровень развития социальных навыков, эмоциональной грамотности у учеников повысились. Значительные улучшения наблюдались в области развития коммуникативных навыков, взаимодействия, суждений, ответственности и самосознания. В независимой оценке говорится, что необходимо объединять и использовать на практике обучающие компоненты до того, как дети полностью поймут их и присвоят себе некоторые из них. Оригинальная программа «Друзья Зиппи» (для детей с нормой развития) реализуется в Республике Карелия с 2011 года. Она имеет выраженную социально-психологическую направленность на формирование у детей умения общаться, сотрудничать друг с другом, справляться с трудными жизненными ситуациями. Новый вариант программы адаптирован для работы с особыми детьми, имеющими речевые, языковые и коммуникативные трудности, нарушение концентрации внимания, испытывающими трудности в обучении, а также подростками с аутизмом. Наиболее важными в концепции программы являются психологическая адаптация детей с особенностями развития, их способность справляться со стрессовыми нагрузками и выраженные профилактические эффекты. Программа состоит из 6 модулей: Чувства. Общение. Установление и прекращение взаимоотношений. Улаживание конфликтов. Как пережить изменения и потери. Как справиться с трудностями. Рассчитана на 24 часа. Уже по названию модулей видно, что программа ориентирована на развитие эмоциональной устойчивости детей и на развитие их коммуникативных способностей. Каждый модуль предусматривает проведение 4-х занятий. Занятие по программе длится не более 45 минут (при необходимости занятие может быть разбито на несколько частей), имеет четкую структуру, выстроено в соответствии с убедительной внутренней логикой, соответствующей содержанию модуля, предполагает использование тренинговой технологии и интерактивных, постоянно сменяющихся форм работы с детской группой. Методические рекомендации содержат специальную подборку альтернативных заданий и упражнений, чтобы помочь детям с особыми образовательными потребностями принимать участие в занятиях по программе «Друзья Зиппи». В данных методических рекомендациях используются виджит символы, для чего организацией «Партнерство для детей» была приобретена специальная лицензия. Истории адаптированы с использованием виджит символов и имеют четыре уровня сложности. Таким образом, педагог может выбрать подходящий для учеников уровень сложности истории для каждого из занятий. Аккумуляционный характер программы позволяет повторять темы и предоставляет возможности для повторения и практики. Программа «Друзья Зиппи» для детей с особыми образовательными потребностями предусматривает активное вовлечение родителей. Так, в конце каждого модуля находятся упражнения, которые раздаются детям один раз в месяц для выполнения дома. Каждое домашнее задание состоит из двух упражнений разного уровня сложности, и родители могут выбрать, какое из них выполнить вместе с ребенком. Формы работы, предполагающие совместное детско-родительское взаимодействие в ходе выполнения домашних заданий, способствуют поддержанию доброжелательных внутрисемейных взаимоотношений. Программа «Друзья Зиппи» для детей с особыми образовательными потребностями Все сказанное позволяет сделать вывод, что методические рекомендации к программе «Друзья Зиппи» для детей с особыми образовательными потребностями представляют собой полную и развернутую инструкцию для педагогов, работающих по данной программе с особыми категориями детей. В методических рекомендациях максимально учтены психологические и физиологические особенности детей с нарушением развития. Методические рекомендации снабжены методическим комплектом, в который входят адаптированные материалы оригинальной программы “Друзья Зиппи», руководство для родителей, постеры и сертификаты для класса и для школы, образцы материалов для детей. Данная программа по форме и содержанию соответствует возрастным закономерностям развития целевой группы. Тематика занятий также определена особенностями развития детей и подростков. Сопровождение программы яркими, красочными иллюстрациями, упражнениями для самостоятельной и групповой работы, а также для организации коррекционной работы педагога с учениками, четко прописанными правилами и алгоритмами поведения в трудных ситуациях делает программу понятной и крайне важной для детей с особыми образовательными потребностями. Представленная к рецензии программа обучения копинг-стратегиям и социальным навыкам «Друзья Зиппи» для детей с особыми образовательными потребностями носит ярко выраженный профилактический характер, способствует повышению уровня социально-психологической адаптации школьников и предотвращению негативных форм поведения, тем самым обеспечивая сохранение и укрепление их психического здоровья и благополучия. Программа соответствует ФГОС НОО и ФГОС ОО, профессиональным требованиям и этических нормам по профилактической, коррекционной и развивающей работе с детьми и в силу своей значимости может быть рекомендована к реализации в условиях общеобразовательных и коррекционных школ. Выражаем надежду, что методические рекомендации к программе «Друзья Зиппи» для детей с особыми образовательными потребностями помогут педагогам Республики Карелия успешно освоить программу, а затем реализовать ее в своих образовательных организациях при работе с особыми категориями детей.
Ирина Юрьевна Забродина Руководитель Центра непрерывного повышения профессионального мастерства педагогических работников ГАУ ДПО РК «КИРО», к.п.н.
|
Последние статьи
О проекте Фонда президентских грантов в интернет-журнале "Лицей" 01 февраля 2022 Случайное фото
Поиск
Контакты
Директор: Илона Кошелева
|