АНО Содействие
  • Директор: Илона Кошелева
    ilona.kosheleva@gmail.com
Главная страница / Профилактика ПАВ - работа с семьей в интересах ребенка / Новости / 2016 / Международная межрегиональная конференция “Ребенок в фокусе: работа с семьей для благополучия ребенка” по итогам проекта

26 апреля 2016

Международная межрегиональная конференция “Ребенок в фокусе: работа с семьей для благополучия ребенка” по итогам проекта

В Петрозаводске 26 апреля 2016 года состоялась международная межрегиональная конференция “Ребенок в фокусе: работа с семьей для благополучия ребенка”, посвященная итогам российско-норвежского проекта “Профилактика ПАВ – работа с семьей в интересах ребенка” и обешкольному подходу в области укрепления психического здоровья детей и позитивной социализации.

 

Инициаторами и организаторами проекта являются АНО «Содействие», норвежская общественная организация «Воксне фор Барн» («Взрослые для детей»), Петрозаводский госуниверситет, Дворец творчества детей и юношества (Петрозаводск), Лаборатория профилактики факторов риска хронических неинфекционных заболеваний у детей и подростков Центра профилактической медицины Минздрава Российской Федерации. Финансовую поддержку оказало  Министерство здравоохранения Норвегии.

В проекте принимали участие специалисты из сферы образования и здравоохранения, которые считают, что умение поддерживать и воспитывать ребенка –  обязательно общая работа детского учреждения, родителей и, в случае необходимости, медиков, а также специалистов специализированных учреждений. А необходимость такая, к сожалению, появляется все чаще. Родители разных возрастов и социальных групп нередко становятся причиной негативных переживаний и эмоциональных травм своих детей. Кто первыми видит, что с ребенком происходит «что-то не то», что меняется его поведение, угасает настроение? Конечно, педагоги — те, кто видит ребенка каждый день и может вовремя заметить перемены и помочь ребенку и его семье.

Уметь построить конструктивное общение с  родителями,  уделить необходимое внимание ребенку – целая наука. Травмирующие обстоятельства для ребенка – не только алкоголизм взрослых, но и разводы, и смена места жительства, и напряженная жизнь родителей в условиях экономического кризиса, и потеря работы одним или обоими родителями, и тяжелое хроническое заболевание члена семьи, и смерть любимых взрослых людей. Есть дети, которые особенно остро переживают такие ситуации, и задача школы и детского сада — поддержать ребенка в такой ситуации,  умело выстраивая сотрудничество с родителями, мобилизуя ресурсы семьи, образовательной организации на благо ребенка.

Начался проект в октябре 2015 года с двухдневного тренинга, проведенного норвежскими специалистами в ПетрГУ. Затем каждый педагог, познакомившийся с методикой «Как помочь ребенку»,  провел встречи и  познакомил с новыми знаниями своих коллег. Педагоги также представили методику на родительских собраниях, получили согласие на работу с семьями по их желанию. В декабре 2015 – январе 2016 года начали поступать промежуточные отчеты о работе педагогов.https://petrsu.ru/notices/2015/23524/na-fpk-petrgu-prohod

При всем том, что педагоги обучались вместе на установочных семинарах и получили одинаковые методические рекомендации, опыт воплощения  в каждом случае становился уникальным. Ведь в каждой семье – своя ситуация, в каждом случае – свои особенности сотрудничества с родителями.

 Всего в конференции приняли участие 95 человек, профессионально связанных с образованием и профилактической работой. О своей практике, опыте, накопленном в ходе проекта, рассказали коллегам представители петрозаводских детских садов  №41, 21, 112, 91, СОШ №2 из г. Пикалево Ленинградской области и другие. Пошаговое описание, какие формы контактов, какие способы мотивации родителей выбирали специалисты, изложены в представленных отчетах. Особый интерес вызвало выступление Е.С.Араповой “Общешкольный подход для формирования и укрепления психического здоровья ребенка и его позитивной социализации”, а также доклады других педагогов-участников проекта.

 

Участники конференции отметили важность сотрудничества специалистов образования и здравоохранения на благо ребенка и его семьи. Интересна практика проведения родительских собраний, в которых приглашался для разговора  медицинский психолог Республиканского наркодиспансера Татьяна Ишанина. Какие изменения происходят с ребенком, если в доме поселилось вино, и как они сказываются на поведении, контактности, академической успеваемости сына или дочки? Об этом рассказывала и отвечала на вопросы медицинский психолог Т. Ишанина. Как часто родители не представляют всего сложного комплекса последствий в развитии ребенка, если не уделяют ему внимания, заботы и любви!

Юлия Петровская, доцент кафедр социологии и социальной работы,  заместитель директора Института истории, политических и социальных наук Петрозаводского госуниверситета, проанализировала эффективность проекта с точки зрения взаимодействия различных ведомств, междисциплинарного подхода. Разрабатывая последовательность взаимодействия с семьей, педагоги стали активнее обращаться за консультативной помощью к специалистам из различных ведомств. Основным источником информации о проблемах ребенка в семье служили внешний вид ребенка, особенности его поведения и эмоциональных реакций, характер отношений со сверстниками и педагогами, а также особенности родителей.  Анализируя результаты работы педагогов, Юлия Петровская подчеркнула положительную динамику практически во всех случаях, в которых апробировалась методика:

1. родители соглашаются на дальнейшее сотрудничество со специалистами образовательной организации в интересах ребенка; доверие со стороны родителей к специалистам возрастает и укрепляется;

2. родители стали более тщательно заниматься вопросами развития ребенка, организуют соблюдение режима дня (включая сон и питание);

3. деятельность по воспитанию ребенка становится более осмысленной и спланированной;

4. к решению сложных ситуаций в семье с согласия родителей привлекается более широкий круг лиц, способных оказать помощь ребенку:  педагоги дополнительного образования (руководители кружков), социальные педагоги, психологи, др.;

5. родители стали больше времени проводить с ребенком и интересоваться жизнью ребенка в образовательном учреждении, посвящать свое время подготовке детских мероприятий;

6. авторитет родителей в собственных глазах, глазах ребенка, педагога и других родителей возрастает.

В целом, как отметила Юлия Петровская, применение методики «Как помочь ребенку» помогает предотвратить дальнейшее усугубление негативной ситуации в семье, которая может послужить причиной возникновения проблемы, связанной со злоупотреблением ПАВ.

Вероника Климович, клинический психолог, научный сотрудник Лаборатории профилактики факторов риска хронических неинфекционных заболеваний у детей и подростков Центра профилактической медицины Минздрава России считает, что можно выделить три основных итога осуществленного проекта:

- 32 ребенка получили своевременную помощь, и в их семьях произошли изменения к лучшему;

-педагоги смогли повысить уровень своей профессиональной компетенции, изучить и использовать эффективную практику зарубежных коллег;

- общественные организации  (АНО «Содействие»  и норвежская «Барне фор варн»), а не официальные ведомства взяли на себя инициативу, способствовали установлению и упрочению международных контактов, распространению литературы, привлечению новых людей к новому делу.

- Я считаю, что именно благополучие и безопасность ребенка – главные цели существования всех ведомств и учреждений. Не «оказание услуг» и не «выполнение функционала», которые сами по себе, применяемые формально, могут сработать против ребенка и его близких, - говорит В. Климович. – Более 70 процентов суицидов  совершаются детьми из неблагополучных семей, где нет необходимого контакта ребенка с родителями.  Мы можем очень многое сделать на этапах, когда проблема только начинает обозначаться. Профилактика обходится значительно меньшими затратами различных ресурсов, она проходит намного мягче, нежели в критический период. Я анализировала все представленные отчеты участников. Проведение консультаций проводилось в полном соответствии с рекомендациями методики «Как помочь ребенку». В ходе консультаций специалисты предоставляли родителям значительную информацию о самых разных аспектах, касающихся их детей: отмечали особенности возрастного и индивидуально-психологического развития, рассказывали о жизни ребенка в коллективе, его обязанностях, успехах и неудачах. Основной конечной целью практических всех консультаций являлось осознанное включение родителей в совместную работу, направленную на улучшение сложной внутрисемейной ситуации во имя благополучия ребенка.  Поскольку подобная работа требует поддерживающего сопровождения родителей со стороны специалистов, то во многих учреждениях проводились повторные консультации, и часто осуществлялось последующее наблюдение за ребенком. Еще одним положительным моментом являлся тот факт, что к работе с семьей в целях изменения неблагоприятной жизненной ситуации ребенка были привлечены не только родители, но и другие значимые для ребенка лица: близкие и дальние родственники, учитель, руководитель спортивной секции или кружка. Такой подход в полной мере может быть рассмотрен в качестве дополнительного ресурса для повышения эффективности проводимой работы с семьей, а также для предоставления ребенку необходимой поддержки. В целом подобная работа помогает предотвратить формирование и дальнейшее усугубление негативной внутрисемейной ситуации в жизни ребенка на этапе раннего вмешательства.

Директор АНО «Содействие» И. Кошелева как руководитель проекта с российской стороны, подробно рассказала о проекте в целом. Важно, что он стал звеном в последовательном сотрудничестве, общей работе, направленной на формирование здоровья детей. Многие педагоги,  реализующие  международную программу «Друзья Зиппи»,  подчеркнули важность методики «Как помочь ребенку» для работы с семьями.

-Сегодня, когда ребенок испытывает стрессы от большого потока информации, на него оказывают влияние последствия экономического кризиса, особенно важно, чтобы родная семья  была  надежным местом, где понимают, поддерживают и приходят на помощь. Но если семья в силу особенных обстоятельств теряет дееспособность, то задача образовательной организации вовремя  это заметить и  оказать поддержку ребенку и его родителям, сделать все возможное, чтобы ребенку было комфортно и в школе/в детском саду, и дома, - рассказывает Илона Кошелева. – Проект объединил самых неравнодушных людей, прекрасных профессионалов. Очень важно, что благодаря проекту развивается сотрудничество организация образования и здравоохранения в сфере профилактики. В личном общении и по итоговым отчетам педагогов мы видели, что выбор темы оказался крайне актуальным. Педагоги довольны, что благодаря методике «Как помочь ребенку» им удалось сотрудничество с  родителями, педагоги и родители прислушивались к мнению друг друга,  вместе анализировали возможные причины изменений в поведении ребенка, вместе решали, как помочь ребенку дома и в детском саду/в школе. 

Участники конференции отметили, что участие в международных проектах и конференциях необходимо и крайне полезно специалистам образования и здравоохранения, так как способствует профессиональному и личностному росту, заставляет по-новому взглянуть на свою работу, дает толчок к творчеству, позволяет познакомиться с зарубежным опытом.

По результатам работы конференции были выработаны рекомендации, нацеленные на развитие системы образования, повышение компетентности педагогов. Участиник конфференции считают крайне важным:

1. Подчеркнуть, что образование детей должно быть основано на Конвенции ООН о правах ребенка;

2. Развивать механизмы сотрудничества, направленные на подготовку и продвижение эффективных совместных проектов;

3. Содействовать обмену опытом и распространению передовых технологий в сфере образования;

4. Отметить, что создание современной эффективной и безопасной образовательной среды в образовательной организации является одним из определяющих условий при работе с детьми и подростками. В связи с этим признать необходимым содействовать продвижению зарекомендовавших себя в качестве эффективных методики “Как помочь ребенку” и профилактической программы “Друзья Зиппи”;

5. Рассматривать в качестве одной из приоритетных задач, стоящих перед педагогами, переход от директивных методов в общении с детьми к педагогике сотрудничества, а в качестве основополагающих целей – развитие в детях самостоятельности, ответственности, инициативности, желания учиться и узнавать новое, уверенности в себе, умения сотрудничать, а не конкурировать, доброжелательности по отношению к сверстниками и старшим;

6. Признать, что для сохранения психического, эмоционального и социального здоровья ребенка необходимо:

6.1. применять современные парциальные программы (например, “Друзья Зиппи”);

6.2. оказывать поддержку родителям в вопросах воспитания и оздоровления детей дошкольного и младшего школьного возраста, расширить спектр форм педагогического взаимодействия с семьей, в том числе, применяя методику “Как помочь ребенку”;

7. Обратить внимание на то, чтобы в программах подготовки педагогов был сделан акцент на рефлексии собственной деятельности и научном обосновании выбранных методов; а также отметить, что основными задачами педагога становится умение направлять внимание и интерес ребенка к развивающей деятельности, умение слушать и слышать ребенка, общаться с детьми, поддерживать их инициативу. 

 

Людмила Мишина

Последние статьи

Статья в интернет-журнале "Лицей" "Как защитить детей от жестокого обращения"

Статья в интернет-журнале "Лицей" по результатам итоговой конференции по проекту

15 июня 2015

Случайное фото

занятия в школах

занятия в школах

Смотреть альбом

Поиск
Контакты

Директор: Илона Кошелева
ilona.kosheleva@gmail.com